TEMP:01●25●21-01●25●21 — различия между версиями

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== 34.5. Бог принимает молитву Ицхака (01:25:21) == '''(21) И молился Ицхак Господу о жене своей, пото…»)
 

Текущая версия на 13:17, 12 июля 2015

34.5. Бог принимает молитву Ицхака (01:25:21)

(21) И молился Ицхак Господу о жене своей, потому что она была бездетна; и Господь выполнил просьбу его, и зачала Ривка, жена его.

И Господь выполнил просьбу его: Бог ответил на молитву «его», Ицхака, а не Ривки. Мидраш добавляет, что молитва «праведника, сына праведника», т.е. Ицхака, обладала большей силой, чем молитва Ривки, которая «праведница, дочь злодея». И это довольно странно – казалось бы, наоборот, «праведник, сын злодея» проходит более трудный и длинный путь, чем тот, кто уже родился в праведном доме, и это статус более достойный. Однако сын праведника не станет настоящим праведником, если он не сможет сказать миру ничего нового, если он просто продолжит путь. Чтобы действительно повлиять на мир он должен стать праведником совсем другого типа, нежели его отец - и именно таким был Ицхак по отношению к Аврааму. А это гораздо труднее, чем сыну злодея стать праведником.

Обычно детям легче всего идти по пути родителей. Нередки также случаи, когда дети восстают против идеологии родителей и идут по противоположному пути. Но гораздо труднее соединить собственную самостоятельность и новизну с признанием важности пути родителей, основываться на их пути и при этом быть другими, продолжать достижения родителей продвигаясь в ином направлении. Именно таким является «праведник, сын праведника». И поэтому Бог отвечает именно на его молитву.


34.6. Молитва-просьба как исправление праведника гвуры

И молился Ицхак Господу о жене своей: Буквально здесь необычное выражение «и молился Ицхак Господу напротив жены своей». Мидраш понимает его не только в смысле «о своей жене», но также как «по причине своей жены, под воздействием своей жены», - и добавляет, что именно Ривка научила Ицхака молитве-просьбе, без нее он не умел этого делать, у него была только молитва-служение.

Есть два вида религиозного действия, направленного на актуализацию диалога человека с Богом: жертвоприношение и молитва. Жертвоприношения мы находим еще у Каина, Авеля и Ноя, молитва же появляется гораздо позже, у Праотцев. Суть жертвоприношений (и такова же молитва-служение) – это благодарность Всевышнему за то, что Он нам дал, и надежда на сохранение этого, «чтобы не стало хуже». Суть же молитвы-просьбы – это пожелание об изменении того, что есть в мире, пожелание чтобы мир развивался. После разрушения Храма, ввиду отмены жертвоприношений, на ежедневную молитву были перенесены обе функции, поэтому сегодня наша молитва соединяет просьбу и служение, но исходно эти аспекты различны. Молитва-просьба исходит из категории хесед, на ней лежит функция продвижения мира, а молитва-служение, как и жертвоприношение, исходит из категории гвура, сохранения мироздания.

Естественная склонность праведников категории гвура – оправдывать существующее положение вещей и не просить Бога его изменить. Что нам вообще просить у Бога, который устроил мир наилучшим образом, и который без нас знает, что нам нужно для нашего же блага; зачем надоедать Ему просьбами? И даже если так случилось, что у Ривки нет детей, то на все Божья воля.

А для хеседа, наоборот, очень важно просить об изменении. Молясь, я заявляю, что состояние мира не таково, каким должно быть, и поэтому я прихожу к Богу и прошу Его изменить положение дел.

Ривка, хесед, воздействует на Ицхака, чтобы он начал молиться и просить Бога об изменении Его путей. Это и означает «И молился Ицхак напротив жены своей», т.е. под ее влиянием.

Позиция гвуры «оправдывать то, как Бог сделал мир» имеет свой аспект правильности, но ее абсолютизация противоречит желанию Творца исправлять мир в процессе человеческого со-творчества. Например, если человек заболел, можно сказать: «раз Бог послал этому человеку болезнь, то, наверное, так и надо». Но можно сказать и иначе: «Бог хочет, чтобы мы предпринимали усилия, духовные и физические, для улучшения мира. Он хочет, чтобы мы раскаивались, исправлялись, молились о выздоровлении, и также Он хочет, чтобы мы развивали науку, и технологию, и медицину, и боролись с болезнями – потому что не только болезнь исходит от Бога, но и возможность врача лечить тоже исходит от Бога».

Чтобы исправить тех, кто склонен лишь оправдывать всякое действие Бога, Он ставит их в ситуацию, в которой они все-таки вынуждены обращаться к Нему: не ради себя, но ради других. Ривка воздействует на Ицхака, чтобы он просил Бога о детях не ради него самого, но ради исправления мира. Как же может быть, чтобы у праотца Ицхака была бесплодная жена? Ведь праотец это тот, у кого есть потомство, без этого невозможно реализовать его предназначение. Поэтому мы не должны удовлетвориться текущим положением вещей, но должны стремиться к их исправлению. Постепенно Ицхак понимает это и начинает молиться.

Для Ицхака молитва – гораздо более сложная вещь, чем для Ривки. Начиная молиться, он проходит существенный путь, и его гвура сдвигается в сторону хеседа; и через это происходит процесс очищения сфирот праотцами. Именно поэтому его молитва очень важна, и «Господь выполнил просьбу его».