TEMP:01●26●12-01●26●12 — различия между версиями
Марк (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== 35.5. Земледелец в святости (01:26:12) == '''И сеял Ицхак в земле той, и получил в тот год во сто к…») |
Текущая версия на 09:18, 13 июля 2015
35.5. Земледелец в святости (01:26:12)
И сеял Ицхак в земле той, и получил в тот год во сто крат, и благословил его Господь.
И сеял Ицхак в земле той: Ицхак – единственный из основателей еврейского народа, занимающийся земледелием. И Авраам, и Яаков с сыновьями, и потом Моисей все были скотоводами, – земледельцем же был только Ицхак.
Как мы отмечали выше земледелец и скотовод – это конфликтующие профессии, и история человечества начинается с убийства земледельцем Каином скотовода Авеля.
Земледелие изначально было тяжелым занятием. Когда Адам изгоняется из райского сада, то сказано «проклята земля для тебя ... терние и волчец произрастит она тебе» (3:17), т.е. земля растит не то, что человек сеет. Поэтому Авель занимается скотоводством, более легкой работой, Каин же трудится намного тяжелее, он пытается справиться с тяжестью земледелия – и, в результате, не выдерживает такой ноши. Проблема столкновения скотоводства и земледелия была одной из причин продажи Йосефа: братья были скотоводы, а Йосеф хотел не только сам заниматься земледелием, но и их склонить к тому же: «мы вяжем снопы» (37:7), за что и был отправлен в Египет управлять земледелием.
Скотоводу легче быть человеком духовным. В фундаменте еврейского религиозного сознания лежит образ скотовода-пастуха, «пастыря». Скотовод – человек свободный, он смотрит на небо, он общается со всем миром, не привязан к определенному месту, постоянно движется и видит новое – в отличие от земледельца, который не поднимает головы от своего участка, ничего вокруг себя не видит, других мест не знает и потому ограничен.
На самом деле, конечно, потенциал земледелия (и в материальном, и в духовном плане) гораздо выше, но реализовать его несравненно труднее. И поэтому лишь позже, когда еврейский народ уже сформируется и можно будет поставить ему задачу следующего уровня сложности, главным занятием евреев станет земледелие.
Земля притягивает к себе человека, и в духовном плане это очень неоднозначный процесс. Не случайно фашистские движения Европы в 20 веке выросли из романтизации природы, из походов по своей стране и воспевания ее «души». Даже романтика Страны Израиля может быть опасной, и в душе социума обязательно должен быть некий противовес, чтобы эта романтика не поработила нас.
Земля дает огромные силы, но она опасна. Среди Праотцев только Ицхак был способен поднять такую тяжелую ношу, как земледелие, и через него получить благословение Бога. Ибо Ицхак – это святость во всем: в земледелии, в копании колодцев, в «игре с Ривкой» и в поедании двух козлят для благословения сына (27:9).
Ицхак может справиться с величием земли и остаться духовно правильным, потому что его собственная святость властвует над природой. Это качество необходимо приобрести и еврейскому народу, чтобы в будущем поселиться в Стране Израиля, заниматься в ней сельским хозяйством и при этом не быть порабощенным землей.
Во сто крат: Название Меа Шеарим, «Во сто Крат», было дано в 1874 г. новому иерусалимскому кварталу, одному из первых за пределами Старого Города, как знак начинающейся сельскохозяйственной деятельности в Стране Израиля.