TEMP:01●37●23-01●37●27 — различия между версиями

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «== 51.2. Продажа Иосифа как способ его перевоспитания (01:37:23-01:37:27) == '''(23) И было, когда пришел …»)
 

Текущая версия на 15:35, 21 июля 2015

51.2. Продажа Иосифа как способ его перевоспитания (01:37:23-01:37:27)

(23) И было, когда пришел Йосеф к братьям своим, они сняли с Йосефа рубашку его, рубашку его разноцветную, что на нем.

(24) И взяли его, и бросили его в яму; а яма эта пустая, не было в ней воды.

(25) И сели они есть хлеб, и взглянули, и увидели: вот, караван Исмаильтян приходит из Гилада, и верблюды их несут пряности, бальзам и лот; идут они, чтобы свезти в Египет.

(26) И сказал Йеhуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь?

(27) Пойдем, продадим его Исмаильтянам, а рука наша да не будет на нем, ибо он брат наш, плоть наша. И послушались его братья.

Сняли с Йосефа рубашку его: Мы уже обсудили выше, что эта рубашка, действительно, не была положена Иосифу: разноцветно-объединяющим братом был Биньямин, младший сын Рахели, Иосиф же необоснованно взял на себя его роль.

А яма эта пустая, не было в ней воды: Здесь излишнее повторение, и поэтому мидраш добавляет: не было воды, зато были змеи и скорпионы. А в переносном смысле: Там, где нет живительной влаги Торы, непременно появятся змеи и скорпионы.

И сели они есть хлеб: Эта деталь должна быть понята не только в бытовом, но и в сущностном смысле. Они подчеркивает, что до этого они не ели - поскольку судьям до завершения судебного заседания нельзя есть, а они считают свои действия не самоуправством, а судом над Иосифом. И поскольку Иосиф покушается на их существование в семье, они судили и приговорили его.

И взглянули, и увидели: вот, караван: Однако стоило им «взглянуть», т.е. оторвать взгляд от Иосифа, от текущих проблем в семье, и обратиться к более широкому взгляду на окружающий мир, - как они увидели караван, и их позиция изменилась.

И верблюды их несут пряности, бальзам и лот: Мидраш добавляет: поскольку спуск Иосифа в Египет был исторически необходим, то Бог все же послал ему для этого особый караван, везущий бальзам и пряности, а не какой-нибудь неприятный товар, чтобы по крайней мере этим скрасить для Иосифа его путь.

Идут они, чтобы свезти в Египет: Иосиф был продан в Египет не потому, что именно в этот момент караван проходил мимо них в сторону Египта – но потому, что по Высшему плану Иосиф должен был быть послан именно туда. Мы уже обсуждали, что связь Иосифа с Египтом, житницей Средиземноморья, прослеживается уже в его первом сне о снопах. Иосиф, экономический мессианист, считает главной задачей еврейского народа материальное улучшение мира, - и поэтому неизбежно спускается в Египет.

И сказал Йеhуда братьям своим: Судьбу Иосифа решает именно Йеhуда – и в этот момент начинается столкновение между ними. Более того: повествование идет как бы о падении Иосифа, его спуске в Египет, но на самом деле падает (морально) здесь Йеhуда, - хотя на внешнем уровне он, казалось бы, укрепляет свой статус как лидера среди братьев.

Что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь: Слова Йеhуды о том, что Иосифа «выгоднее продать, чем убить» – не очень понятны. О какой «выгоде» здесь можно говорить? Объяснение этого таково: братья боятся не только самого Иосифа, но и той идеи, которую он выдвигает. Иосиф увлечен экономическим мессианством и ради этого готов переместиться в изгнание, но братья на личном опыте знают, что жизнь на чужбине заканчивается плохо, и повлиять там ни на кого особенно не получается: Авраам не повлиял на Нимрода, Яаков не смог изменить мир Лавана. Поэтому, с точки зрения братьев, идеология Иосифа очень опасна.

Мы уже отметили, что Иосиф не видел беды в том, чтобы жить в чужой стране, - и одна из причин этого, возможно, в том, что когда семья Яакова бежала от Лавана, Иосифу было около шести лет, а братья были гораздо старше. Они помнили, насколько ситуация там была неприятной и опасной, и как они смогли еле спаслись. А шестилетний Иосиф еще не понимал всех этих опасностей, зато с той страной были связаны не только его детские воспоминания, но и образ Рахели, его матери – ведь она умерла почти сразу после их возвращения в Страну. Поэтому он не видит в уходе на чужбину ничего страшного. Отметим, что в дальнейшем Иосиф способствует уходу всей семьи в Египет – вместо того, чтобы оставить ее в Ханаане и кормить хлебом там; и лишь к концу жизни, в процессе перехода от Иосифа к Машиаху сыну Иосифа, он говорит: «Когда Бог будет выводить вас из Египта – вынесите кости мои отсюда» (50:24).

Таким образом, угроза братьям исходит не только лично от Иосифа, но прежде всего от тех идей, которые он выдвигает. Поэтому братья решают, что если убить Иосифа, то проблема отнюдь не будет исчерпана, с его идеями не будет покончено: в семье найдется кто-нибудь другой, кто выдвинет их. Чтобы уничтожить идею, нужно, чтобы сам Иосиф изменился и отказался от нее. Поэтому Йеhуда смог убедить братьев, что Иосифа нужно продать именно в Египет – пусть идет и реализует свои сны там. Хочешь попробовать – ставь свои эксперименты в Египте, и когда на своем опыте увидишь результат, то может быть излечишься.

И действительно, Иосиф к концу жизни убедился, что его чрезвычайно успешная галутная самореализация, возможность полностью осуществить свои идеи – в конце концов, ничего долговременного не дает. Лишь тогда он понимает, что его идеи были ошибочны, и раскаивается, что положил жизнь на их реализацию, и просит: «Вынесите кости мои отсюда» - тогда он исправляется.

Иосиф в роли заместителя Фараона просветил Египет, спас его от голода, после чего Египет преспокойно забыл про него. В конечном счете, в этом плане Иосиф потерпел поражение – он не смог раз и навсегда накормить все человечество и не смог распространить монотеизм, не смог даже добиться уважения египтян к своему народу. Но именно это глобальное поражение помогло ему измениться и продвинуться. И чтобы дать Иосифу такую возможность, и обезопасить себя от его идей – братья и отправляют его в Египет.

Конечно, нам не следует воспринимать эти рассуждения как прямой план братьев, - но это было их неосознанной целью. Братья (или Провидение их руками) были готовы дать Иосифу шанс осуществить свой план и понять, к чему он ведет – потому что это понимание было важно для дальнейшего развития народа. В некотором смысле продажа Иосифа была единственной возможностью его перевоспитания. На уровне сознательном братья хотят избавиться от Иосифа как от источника опасности, но неосознанно дают ему возможность реализоваться, чтобы его научила сама жизнь.

При этом важно подчеркнуть, что ни провиденциальный характер продажи Иосифа, ни реальные опасения братьев из-за их статуса в семье – никак не отменяет их вину и ответственность. Более того, продажа Иосифа, которая должна была устранить исходящую от него опасность, стала причиной их несчастий. И это важный урок для нас: видя конфликты внутри еврейского народа, мы не должны демонизировать противоположную сторону и не должны считать, что можно бороться с другими евреями любыми способами. Наоборот, надо понимать, что, хотя у нас есть разные мнения – мы все равно остаемся братьями. И это итог, который братья поймут в конце своей жизни, вновь объединившись с Иосифом.