TEMP:02●04●13-02●04●17 — различия между версиями
Марк (обсуждение | вклад) (Новая страница: «=== 5.12. Почему именно Моисей? (02:04:13-02:04:17) === '''(13) Но он сказал: О, Господи! Пошли, через кого н…») |
Текущая версия на 19:09, 10 сентября 2015
5.12. Почему именно Моисей? (02:04:13-02:04:17)
(13) Но он сказал: О, Господи! Пошли, через кого ни пошлешь!
Моисей снова отказывается от миссии Исхода, и на этот раз уже без всяких доводов. Это подчеркивает, что причины предыдущих отказов Моисея, хотя и выглядели разумными, были несущественны, а сами отказы основаны, прежде всего, на нежелании Моисея выводить евреев из Египта.
(14) И возгорелся гнев Господа на Моше, и Он сказал: ведь Аарон, брат твой, левит, Я знаю, что он хорошо говорит, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, как увидит тебя, возрадуется в сердце своем. (15) И будешь ты говорить и вкладывать слова в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать. (16) И он будет говорить вместо тебя с народом. И он будет тебе устами, а ты будешь ему Богом. (17) И посох этот возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения.
А ты будешь ему Богом: Ивритское Элоhим может означать как Всевышнего, так и различные «высшие доминантные силы». В частности, оно может грамматически склоняться (т.е. оно «относительное», не абсолютное), и может означать также судей, небесные силы, идолов и т.д. (По отношению ко Всевышнему этот термин носит «описательный», и не «личный» характер, и выражает Его как «Бога природы»). Поэтому в этой и подобных фразах нет никакого «обожествления Моисея», здесь просто подчеркнут его высокий статус.
В отличие от этого, Четырехбуквенное Божественное Имя (Тетраграмматон) абсолютно (оно грамматически не склоняется), оно применяется только ко Всевышнему и выражает аспект «Бога Завета»53.
Возгорелся гнев Господа на Моисея: Ранее все отказы Моисея приводили к тому, что Бог ему что-то объяснял, но теперь Он разгневался. И если сначала предполагалось что Моисей один будет возглавлять Исход, то теперь лидерство должно было быть поделено между Моисеем и Аароном.
При этом Аарон не становится на один уровень с Моисеем, он только дополняет его: «а ты будешь ему Богом. И посох этот возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения». Моисей должен «не выпускать посох из рук», он должен сохранять власть, потому что без его лидерства Аарон может легко ошибиться (как это и произошло в истории с Золотым тельцом).
Но что такого особенного в Моисее, что Бог так долго уговаривал его взять на себя миссию Исхода? Какими качествами он обладает, что Исход можно поручить только ему?
Конечно, Моисей выдающийся праведник, смиренный и деятельный одновременно, однако не это делает его уникальным.
Видимо, особенность Моисея заключается в том, что он соединяет в себе три линии самоидентификации: еврейскую, египетскую и мидьянскую. Он обладает такой широтой взглядов, какой нет у кого другого. Кроме этого, лидер с самого начала должен смотреть на мир глазами свободного человека. Так, Аарон не в состоянии возглавить Исход, потому что он привык жить с евреями в рабстве и поддерживать их в трудные минуты, но он не понимает, как функционирует Египет как государство, и тем более как соотносятся между собой народы мира, каковы пути развития человечества. Моисей же, воспитанный как свободный человек в доме фараона, обладает одновременно еврейским и египетским мироощущением, а затем в Мидьяне, при взгляде со стороны на столкновение государств и народов, обретает новый, универсальный взгляд на мир.
Ни у одного другого еврея той эпохи, кроме Моисея, нет ни этих знаний, ни этого понимания. Чтобы вывести евреев из Египта, нельзя быть просто частью народа, нужно находиться слегка в отдалении, чтобы суметь увидеть перспективу.
(Современная иллюстрация к этому – историческая необходимость в ассимилированном Герцле, основавшем политическое сионистское движение. Еще до Герцля были раввины, говорившие о необходимости переселения в Страну Израиля и создания государства, но никому из них не приходило в голову, что для этого нужно провести международную конференцию, осветить ее в средствах массовой информации, вести переговоры с великими державами и так далее. Деятельность такого рода была им совершенно не свойственна и непонятна. Поэтому традиционные евреи в принципе не способны были создать действенное сионистское движение).
Из всех евреев того времени Моисей был единственным, кто провел большую часть жизни во внешнем, нееврейском мире, и ощущал общемировую перспективу. Исход из Египта – событие мирового масштаба, поэтому лидер евреев должен быть, с одной стороны, частью еврейского народа, с другой стороны, ему необходимо понимать, как устроено государство и как им управляют, и с третьей стороны, он должен ощущать общечеловеческую универсальную перспективу, чтобы понимать смысл происходящего. Иными словами, еврейский лидер должен быть человеком, стоящим между всеми мирами. Моисей был таким человеком, и поэтому только он, и никто другой должен был вывести евреев из Египта.
При этом сам Моисей тоже стремится к великому лидерству. Предмет его спора с Богом – «из кого следует создавать избранный народ», но у него нет сомнения в том, что такой народ нужен.
5.13. Моисей и Аарон как эталон братства
… он выйдет навстречу тебе, и, как увидит тебя, возрадуется в сердце своем.
Важнейшая характеристика Аарона – это то, что он радуется выдвижению младшего брата.
Братские отношения крайне сложны. Сама история человечества начинается с убийства Авеля его братом Каином, после чего беспрерывно идут конфликты между братьями: Ицхак и Ишмаэль, Яаков и Эсав, продажа Иосифа его братьями и т.д. В истории человечества братские отношения – главная территория конфликтов.
В то же время, именно братство должно, в идеале, стать основой общества, как на уровне народа и государства, так и на уровне всего человечества. Однако, чтобы достичь этого, нам предстоит еще проделать долгий путь.
Рождение брата обычно очень тяжело для старшего ребенка. Сначала он был у родителей единственным, и весь мир крутился вокруг него. Вдруг появился еще кто-то, и он перестал быть единственным, а стал «одним из». Поэтому у старшего сына в большинстве случаев есть напряженность по отношению к младшему брату.
Проблема братства начинается с вопроса: «Почему тебе досталось больше, чем мне?» Братья делят общее наследство, и здесь возникает зависть. А зависть способна разрушить и семью, и общество, и даже государство.
Зависть – феномен парадоксальный. Она чрезвычайно вредна, но в то же время именно она – двигатель прогресса. Человек стремится получить то, что есть у другого, потому что он завидует ему. Это огромная сила, и лишь от нас зависит направить ее на добро или на зло.
Решить проблему братства возможно лишь перенаправив это сильное чувство в конструктивное русло, отказавшись от стремления к равенству в пользу дополнительности. Не нужно стремиться к одинаковости, не нужно переживать «почему у него есть, а у меня нет?», но нужно осознать себя вместе с другим как единое целое и радоваться общим достижениям. Только в случае, когда братья ощущают, что дополняют друг друга, «я дополняю тебя тем, чего нет у тебя, а ты дополняешь меня», возникает настоящее братство.
Именно этого уровня достиг Аарон: «он увидит тебя и возрадуется». Между Моисеем и Аароном устанавливается чувство дополнительности, а не равенства, и Аарон рад этому, он согласен на первенство Моисея. В этом заключается величие Аарона, и именно это дает Моисею и Арону возможность вывести евреев из Египта. Они овладели уровнем позитивного братства и исправили грех Каина и Авеля.
Чувство дополнительности берется прежде всего из ощущения общей миссии. Именно это было главным в отношениях Моисея и Аарона, и именно на этом можно построить братство внутри целого народа, а в дальнейшем и человечества.