TEMP:01●02●09-01●02●09

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 10:57, 29 июня 2015; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

7.5. Дерево Познания и Дерево Жизни (01:02:09)

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу, и Дерево Жизни посреди сада, и Дерево Познания добра и зла.


Дерево Жизни, и Дерево Познания перечислены в одном ряду со всеми другими деревьями Сада, они тоже «приятные на вид и годные в пищу»

Поэтому проблема Адама совсем не в том, что он съел нечто, ему в принципе не предназначенное. Жажда познания, и в особенности Познания Добра и Зла, отнюдь не является греховной - она есть реализация Божественного плана. Но для всякого познания есть свое время, - и грех Адама состоял в том, что он познал Добро и Зло раньше, чем это было ему разрешено.

Деревья Познания и Жизни неслучайно являются центром Сада. Они соответствуют двум важнейшим страстям, двум страхам, двум базовым центрам притяжения для Второго Адама: страсти сущностного познания и страсти личного бессмертия, - которые весьма отличают его от Первого Адама, у которого таких страстей нет.


Адам Властвующий рассматривает себя прежде всего как интегральную часть рода человеческого. Вечность рода это и есть его собственная вечность, у него нет сущностной проблемы индивидуального бессмертия. Конечно, как и всякое живое существо (т.е. на сугубо животном уровне), «человек природный» тоже боится смерти, но этот страх находится в нем на уровне «животной души», как Человека же его волнует не личное бессмертие, а продолжение себя и своего дела в потомках и последователях. Поэтому Дерево Жизни (дающее индивидуальное бессмертие) не является важной страстью для природного человека, и, соответственно, в Первом рассказе про Дерево Жизни ничего не сказано.


У Адама Властвующего нет также и страсти к Познанию Добра и Зла. Будучи царем, он сугубо прагматичен в познании: надо знать лишь то, что требуется для правильного управления миром. А ведь познание Добра и Зла, сущностное познание, отнюдь не прагматично, оно неприменимо на практике.


Для человека же Второго рассказа познание важно само по себе, безотносительно к применению, ибо оно есть расширение его внутреннего мира, что самоценно для него. Его не останавливает непрагматичность, напротив: он заинтересован исключительно в своей душе, в своем внутреннем мире, а вовсе не в использовании этого внутреннего мира для исправления мира внешнего. Его волнуют вечные сущностные вопросы, и в особенности познание Добра и Зла.

Для Адама Познающего критическим является также личное бессмертие: ведь мир внутри него это и есть главная ценность, и этот мир умирает с его смертью. Смерть для него это не «обрыв всего лишь одной из миллиона нитей ковра», но крушение и конец всего мироздания.

Поэтому оба Дерева – Познания и Жизни – являются для него центром Сада, т.е. центром притяжения всего его существа.


Итак, мы можем дополнить нашу таблицу, систематизирующую различия между двумя Адамами, еще несколькими строчками:


Человек Властвующий,

Адам hа-кове́ш,

Homo Dominans Человек Познающий,

Адам hа-охе́ль,

Homo Cognoscens Ощущает себя, прежде всего, частью человечества – поэтому его волнует родовое бессмертие, бессмертие человеческого рода Ощущает себя, прежде всего, отдельным человеком – поэтому его волнует личное бессмертие Для него критически важно по какому пути пойдут его потомки и ученики, т.к. он ощущает их как часть себя самого Для него важен прежде всего его личный мир; ученики и потомки это уже иные миры Для него важно прагматическое знание, помогающее ему в преобразовании мира, «непрагматичное познание» не волнует его Его влечет непрагматичное сущностное познание Добра и Зла, т.к. именно в наполнении своей души состоит его реализация как личности.


Еще раз отметим, что лишь в гармонизации и уравновешивании в себе двух Адамов заключен путь человека к Богу. Переоценивая одну из этих сторон и забывая о другой, можно прийти лишь к разрушению и краху.