TEMP:01●30●03-01●30●04

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 22:59, 16 июля 2015; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

39.3. Женитьба на Билhе, служанке Рахели (01:30:03-01:30:04)

И она сказала: «Вот служанка моя, Билhа; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей через нее».

И она дала ему Билhу, рабыню свою, в жены; и вошел к ней Яаков.

Покупая у Эсава первородство, а потом получая предназначавшееся ему благословение, Яаков еще не осознавал, сколь тяжелую ношу взваливает на себя. Возможно, это и к лучшему: зная заранее о предстоящих нам трудностях, мы могли бы отказаться от избранного пути и многое потерять.

Но теперь Яаков должен решать проблему своего брака с Леей, изначально предназначенной в жены Эсаву, но доставшейся ему. У него не получается любить ее не меньше Рахели, ведь он пока еще только Яаков и не вобрал в себя в нужном объеме качества Эсава.

И раз он не смог в достаточной мере полюбить двух своих жен, Яаков получает третью, а потом и четвертую жену – он должен научиться правильно распределять свои чувства между ними. Это именно тот путь, который он должен пройти, чтобы приобрести качества Эсава.

Разумеется, невозможно заставить себя полюбить чужого человека. Но ситуация у Яакова иная: обе жены ему близки, он рожает с ними детей и совершенно не отказывается от брака с Леей. Проблема только в том уровне внимания, которое он уделяет каждой из них. И поскольку действительно сложно правильно вести себя в такой ситуации, - это является одной из причин, по которым еврейская традиция не рекомендует, а впоследствии и запрещает многоженство.

Проблема взаимоотношений жен еще долго стояла в семье Яакова. После смерти Рахели, следствием этих проблем был конфликт с Реувеном из-за Билhи (35:22). Однако, в конце концов, ситуация была исправлена, и именно Лея стала «вечной женой Яакова»: она похоронена с ним в пещере Махпела, и потомки ее сыновей Йеhуды и Леви получили царство и священство в Израиле.

Пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей через нее: Эти слова напоминают историю Сары и Агари (16:2). Однако Рахель не опасается возникновения проблем с Билhой – возможно потому, что ввиду конфликта с Леей, их служанки (в отличие от Агари) сохраняют лояльность своим госпожам. Билhа, Зилпа и впоследствии их дети повели себя в этой ситуации достойно, поэтому их потомки были включены в структуру еврейского народа, - что еще сильнее контрастирует с поведением Ишмаэля, изгнанного из семьи Авраама за нежелание занять подчиненное положение.