TEMP:04●25●16-04●25●18

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 15:05, 10 февраля 2017; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

23.2. Повеление о войне с Мидьяном (4:25:16—25:18)

(16) И Господь говорил Моше, и сказал:

(17) Выступите против Мидьяна и поразите их,

(18) Ибо выступили они против вас кознями своими, и замышляли злокозненное против вас в деле Пеора, и в деле Козби, дочери князя Мидьянского, сестры их, убитой в день, когда был мор из-за Пеора.

(26:1) И было после мора...

(16) И Господь говорил Моше, и сказал: Выступите против Мидьяна и поразите их Войну с Мидьяном должен был провести Моисей, и далее эта война указана как финальное поручение Бога Моисею: «Отомсти Мидьяну за сынов Израиля, потом приобщишься к народу твоему» (31:2).

(17) Выступите против Мидьяна и поразите их, ибо выступили они против вас кознями своими, и замышляли злокозненное против вас в деле Пеора, и в деле Козби, когда был мор из-за Пеора Поскольку Мидьян был инициатором соблазнения евреев и их уничтожения путем разврата и идолопоклонства — следовало наказать именно его, а не Моав. Мы отмечали выше, что евреям было запрещено нападать на Моав, Аммон и Эдом, потому что они родственники. Но ведь и Мидьян тоже родственник евреев, это потомки сына Авраама от Кетуры, и при этом воевать с ними можно (так же как и с Амалеком, который тоже является родственником). Это означает, что на родственные народы запрещалось нападать, но если они сами нападали на евреев, то война с ними была разрешена. Нападение Амалека на еврейский народ было военным, а агрессия со стороны Мидьяна была «идейной» и заключалась в склонении к идолопоклонству — однако это тоже считается нападением и требует ответной войны. При этом Моав тоже участвует в «идейном нападении», но не наказывается — поскольку, как мы уже отмечали, опасения Моава были естественны (хотя и не обоснованы), так как евреи находились рядом, Мидьян же пришел издалека и «влез не в свою ссору», то есть проявил инициативу в нападении.

(18) Ибо выступили они против вас кознями своими, и замышляли злокозненное против вас в деле Пеора, и в деле Козби Поскольку отдельно упомянуто «выступили они против вас кознями своими» и «замышляли злокозненное против вас», а вторая фраза относится к истории соблазнения — то следует отнести первую фразу, «кознями своими», к чему-то другому, по-видимому, к приглашению Билъама. Это означает, что и там тоже инициатором выступил Мидьян.

(17) Выступите против Мидьяна и поразите их... (26:1) И было после мора В середине этого стиха происходит резкая смена темы. Хотя указание воевать с Мидьяном дается сразу после мора и как реакция на него, не сказано, что следует осуществлять эту войну немедленно. Вместо этого, в текст вставлено много отрывков, которые, казалось бы, тут не на месте: новый подсчет численности народа, дочери Целофхада, последние дни Моисея, назначение Иеhошуа и даже отрывок о жертвоприношениях и обетах. А о войне с Мидьяном рассказывается только после всего этого.

Общим для всех отрывков, приведенных в Торе перед рассказом о войне с Мидьяном, является тема входа в Страну Израиля. Это замена руководства, подготовка к войне, наследование земли, и также ежедневные жертвоприношения, как знак необходимости сохранения постоянной связи со Всевышним в Стране Израиля.

Другой общей темой, объединяющей эти отрывки, является вопрос взаимоотношения повелений Свыше и самостоятельной инициативы — что является проблемой в истории Пинхаса, и также позже, в вопросе «дочерей, наследующих землю».

Смысл такой последовательности рассказа, то есть упоминания о войне с Мидьяном здесь, при том что сама война будет происходить позднее — заключается в том, что война с Мидьяном имеет два аспекта. Она и отмщение Мидьяну, и, параллельно с этим, исправление внутренних изъянов в народе. Вначале об этой войне говорится как о непосредственной реакции на нападение, за которое нельзя не отомстить. А далее о ней сказано как об одном из аспектов руководства народом, которое должен был осуществить именно Моисей.