TEMP:01●38●01-01●38●01

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 18:54, 21 июля 2015; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Глава 52. Йеhуда и Тамар

52.1 Понижение уровня Йеhуды (01:38:01)

(01) И было в то время, Йеhуда отошел от братьев своих и расположился близ одного Адуламитянина, имя которого Хира.

История Иосифа прерывается, и повествование переходит к истории Йеhуды и Тамар.

Йеhуда отошел от братьев своих: Дословно Йеhуда «спустился от своих братьев» - что означает не только географическое отдаление, но и снижение его социального статуса. В ситуации напряженности в семье и траура Яакова, братья не были рады общаться с Йеhудой, по совету и решению которого был продан Иосиф, и статус Йеhуды среди них был сильно поколеблен.

Раздел Вайешев повествует о падении, «понижении» Йеhуды. Рассказ о том, как Иосифа спустили в Египет (в чем есть вина Йеhуды), сменяется рассказом о том, как Йеhуда спустился со своего статуса. Иосиф спускается в Египет насильно, Йеhуда же опускается сам.

И расположился близ одного Адуламитянина, имя которого Хира: Мидраш отождествляет это имя с Хирамом, царем Цора (сегодняшний Тир в Ливане, см. Книгу Царей I, 05:15). Т.е. «Хир» и «Хирам», понимается как титул царей Финикии, подобно тому, как «Фараон» – титул царей Египта, а «Авимелех» – титул царей Филистимлян. (Разумеется, не имеется в виду буквально тот Хирам, который будет жить через тысячу лет после этого и сотрудничать с Соломоном – речь идет о влиянии на евреев северного соседа, влиянии Финикии, и поэтому мидраш отождествляет эти две фигуры символически).

Финикия, Ливан – это ближайший сосед Страны Израиля на севере. Он совершенно по-разному влияет на Йеhуду и на Иосифа.

Йеhуда, в лице своего потомка, царя Соломона, просит у финикийского царя помощи в постройке Храма, в продвижения монотеизма для человечества, и Хирам активно помогает ему. А в Северном царстве, у потомков Иосифа, ситуация обратная – Изевель, дочь царя Финикии, став женой Ахава, царя Северного царства, привезет с собой идолов и служителей Ваала (Книга Царей I, 16:31). Т.е. Йеhуда при общении с Финикией приводит в мир положительное продвижение, а потомки Иосифа – отрицательное. Финикия является источником огромной силы, но куда эта сила будет направлена, зависит от того, что делает Израиль и кто стоит у него во главе.

Если Израиль представлен линией Йеhуды, у которого духовность доминирует как центральный параметр, то ему связь с Финикией не мешает; более того, сила Финикии в материальной области помогает Йеhуде построить Храм. Дом же Иосифа, который и сам уже сильно вовлечен в материальное, и в котором нет приоритета высших ценностей перед житейскими – при связи с Финикией морально порабощается ею.

Йеhуда, представляющий особое еврейское государство связи с Богом, обладает потенциалом перенаправлять силы окружающего мира на добро, - а у Иосифа, материального и обычного, хоть и еврейского, государства, такого потенциала нет.

Современное Государство Израиль, построенное на принципах Иосифа, т.е. «ничем не хуже других», - может успешно существовать наравне с другими странами, но не имеет сил исправить человечество и повлиять на него. Мы сможем сделать это только тогда, когда Израиль перейдет на принципы Йеhуды, т.е. станет особым, библейским государством.

Таким образом, в целом связь Йеhуды с финикийцами могла бы быть положительной. Йеhуда, в противовес Иосифу, не хочет уходить из Эрец Исраэль, а хочет интегрироваться с местным населением, - в котором, на его взгляд, много вполне достойных людей, и которые неслучайно живут в этой же Стране.

Проблема, однако, в том, что Йеhуда, строя эту связь, сам отходит от братьев. А разрыв в еврейском народе всегда ведет к понижению его уровня.

Итак, падение Йеhуды проявилось сначала в продаже Иосифа, а затем в отходе от братьев и далее в ориентации на отношения с местным ханаанским населением.