TEMP:01●45●25-01●46●07

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 19:49, 23 июля 2015; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

57.2. Яаков спускается в Египет (01:45:25-01:46:07)

(25) И поднялись они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Яакову, отцу своему.

(26) И известили его, сказав: жив еще Йосеф, и он владычествует над всею землею Египетскою. И сердце его смутилось, ибо он не верил им.

(27) И пересказали они ему все слова Йосефа, которые он говорил им, и увидел он повозки, которые прислал Йосеф, чтобы везти его, и ожил дух Яакова, отца их.

(28) И сказал Израиль: довольно! еще Йосеф, сын мой, жив; пойду и увижу его пока я еще не умер.

(46:01) И отправился Израиль со всем, что у него, и пришел в Беэр-Шеву, и принес жертвы Богу отца своего Ицхака.

(02) И Бог говорил Израилю в видениях ночных, и сказал: Яаков! Яаков! И он сказал: вот я.

(03) И Он сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся сойти в Египет, ибо народом великим Я сделаю тебя там.

(04) Я сойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно; и Йосеф положит руку свою на глаза твои.

(05) И поднялся Яаков из Беэр-Шевы, и сыны Израиля повезли Яакова, отца своего, и малюток своих, и жен своих на повозках, которые прислал Фараон, чтобы привезти его.

(06) И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет, – Яаков и весь род его с ним.

(07) Сынов своих и сынов своих сынов, что при нем, дочерей своих и дочерей сынов своих, и весь род свой привел он с собою в Египет.

И сердце его смутилось, ибо он не верил им: Яакову трудно поверить в радостную новость, но он быстро принимает ее. Подсознательно он всегда чувствовал, что Иосиф жив. Мидраш добавляет: но почему же тогда Яаков, будучи пророком, не знал наверняка, что его сын не погиб? Ответ состоит в том, что Яаков находился в трауре по Иосифу, - а траур подавляет пророческие способности. Продвинуться в духовности, пророческом даре, связи с Богом – можно только в состоянии радости.

И ожил дух Яакова, отца их. И сказал Израиль: пойду и увижу его: Убедившись, что Иосиф жив, Яаков вновь становится Израилем, возрождается его полноценный национальный уровень.

И отправился Израиль со всем, что у него, и пришел в Беэр-Шеву: Беэр-Шева это граница Земли Израиля, и именно там Яаков просит у Бога разрешения уйти в изгнание.

И принес жертвы Богу отца своего Ицхака: Ицхаку было велено всю жизнь оставаться жить в Стране Израиля (26:01). «Бог Ицхака» – это тот аспект божественности, который запрещает уходить из Страны.

И Бог говорил Израилю в видениях ночных: Ночь, ночные видения – символ изгнания.

И Бог говорил Израилю, и сказал: Яаков! Яаков: Поскольку говорится об уходе в Изгнание, Израиль опять превращается в Яакова.

Когда раньше Яаков пришел в Страну, Бог поменял ему имя на Израиль. Теперь же, уходя, он теряет национальный уровень и снова превращается лишь в семью, в Яакова. Израиль – это еврейская идентичность в величии, в своей Стране, в состоянии гадлут, максимально реализованная. Яаков же – это недостаточный уровень еврейской самореализации, в изгнании, в состоянии катнут, в «малости».

Но не следует считать, что это состояние является однозначно отрицательным. Способность время от времени возвращаться в состояние катнут позволяет народу оставаться вечным. Невозможно все время оставаться в гадлут, величии, - есть периоды, когда необходимо вернуться в состояние Яакова, чтобы переждать трудные времена. В таком понимании Яаков – это период «спячки» Израиля, но также и гарантия его вечности.

Как мы уже отмечали, когда Бог присваивает Яакову имя «Израиль», то Он добавляет к прежнему имени, к «Яакову», но не отменяет его. Этим Всевышний дает еврейскому народу легитимацию на два способа существования: можно существовать в качестве Яакова, а можно в качестве Израиля. Выбор зависит от эпохи. В одни периоды мы существуем в виде независимого народа в своей стране, как Израиль, в другие – больше в виде Яакова, в виде семьи и религиозной общины, как способ выживания в изгнании. Однако даже и в изгнании у нас есть память о нашем существовании в качестве независимого народа и знание о том, что мы должны будем вернуться к прежнему уровню. Поэтому даже в чужих землях мы остаемся самостоятельным народом, - хотя это не всегда видно, и иногда кажется, что там мы лишь религиозная община или этническая группа.

И взяли они скот свой и имущество свое, которое приобрели в земле Ханаанской, и пришли в Египет, – Яаков и весь род его с ним: Тора подчеркивает, что семья Яакова спустилась в Египет полностью, во всех своих аспектах: дети, внуки, жены, имущество. Все аспекты жизни должны были сойти в Египет, чтобы внутри него перестроиться и уже затем выйти из Египта как новое единое целое.

И сыны Израиля повезли Яакова: Бросается в глаза противопоставление: Яаков – сыны Израилевы. В изгнание уходят «сыны Израиля», родившиеся и выросшие в своей стране. Но там, в изгнании, все они Яаков. Когда же мы возвращаемся в Страну, то называемся сыновьями Яакова, детьми изгнания, и только в своей Стране мы вновь становимся Израилем