TEMP:04●20●22-04●20●29

Материал из Ежевика-Танах
Версия от 18:33, 6 февраля 2017; Марк (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

17.2. Смерть Аарона (04:20:22—20:29)

(22) И двинулись они из Кадеша, и пришли сыны Израиля, вся община, к горе Ор.

(23) И Господь сказал Моше и Аарону на горе Ор, на границе земли Эдомской, так:

(24) Приобщится Аарон к народу своему, ибо он не войдет в Страну, которую Я дал сынам Израиля — за то, что строптивы были вы к слову Моему у вод Меривы.

(25) Возьми Аарона и Элазара, сына его, и возведи их на гору Ор.

(26) И сними с Аарона одежды его, и облеки в них Элазара, сына его, и пусть Аарон соберется и умрет там.

(27) И сделал Моше так, как повелел Господь, и взошли они на гору Ор пред глазами всей общины.

(28) И снял Моше с Аарона одежды его, и облек в них Элазара, сына его. И умер там Аарон на вершине горы. И сошел Моше с Элазаром с горы.

(29) И увидела вся община, что скончался Аарон, и весь дом Израиля оплакивал Аарона тридцать дней.

(22) Сыны Израиля, вся община Дублирование «вся община» показывает восстановление единства после конфликта у вод Меривы.

(24) За то, что строптивы были вы к слову Моему у вод Меривы Там, у вод Меривы, этим словом «строптивые» (морим) Моисей называет народ (20:10) — здесь же выясняется, что эта характеристика применима к самим Моисею и Аарону.

(25) Возьми Аарона и Элазара, сына его, и возведи их на гору Ор Для народа Первосвященник и Храм связаны с жизнью и отделены от смерти. Поэтому смерть Аарона происходит в удалении от народа.

(26) И сними с Аарона одежды его, и облеки в них Элазара, сына его Именно Моисей (а не Аарон) должен был ввести Элазара в должность первосвященника. Это показывает, что именно Моисей выступает как настоящий глава священников, и Аарон — лишь его заместитель (как и ранее, при посвящении священников в должность, Левит 8:13).

(26) И облеки в них Элазара, сына его Мидраш утверждает, что Аарон был более счастлив, чем Моисей, потому что он смог увидеть, как его сын занимает его место. Моисей же не смог передать сыну никакой из аспектов своего статуса.

(29) И увидела вся община, что скончался Аарон То есть смерть Аарона явно проявилась в жизни, ситуация изменилась после нее. Мидраш говорит, что поскольку Аарон был ответственен за Облака Славы, как только он умер, Облака Славы исчезли. Это означает, что евреи потеряли свою неуязвимость, и теперь на них можно напасть — что далее немедленно и происходит.

Аарон символизирует мир, поэтому он должен умереть перед началом военных действий. С Эдомом войны не было, и просьба пройти по Царской дороге происходит еще при Аароне. Но когда приходит время войны, присутствие Аарона становится неуместным. Поэтому он умирает между переговорами о мире (с Эдомом) и началом военных действий (с Арадом).

(29) И весь дом Израиля оплакивал Аарона тридцать дней Аарона оплакивал «весь дом Израиля», а Моисея, как мы далее увидим, оплакивал только «дом Израиля» (Втор. 34:8) — то есть Аарон был более любим, чем Моисей. Аарон был добрым со всеми, ведь он ничем не управлял, а только помогал разрешать конфликтные ситуации. А Моисей был жестким и требовательным руководителем.

(29) Тридцать дней Это классический еврейский срок траура. А по Яакову (Быт. 50:3) траур продолжался 70 дней, и это египетский срок траура.

17.3. Сражение с царем Арада (21:1—3)

(1) И услышал Ханаанец, царь Арада, живший на юге, что Израиль идет дорогою от Атарим, и вступил он в сражение с Израилем, и захватил у него пленных.

(2) И дал Израиль обет Господу, и сказал: если предашь народ этот в руки мои, то наложу заклятие на города их.

(3) И услышал Господь голос Израиля и предал Ханаанеев, и наложили заклятие на них с их городами, и нарекли имя месту тому Хорма (Заклятие-уничтожение).

(1) И услышал Ханаанец, царь Арада. и вступил он в сражение с Израилем В течение 39 лет, пока евреи ходили по пустыне, никто не нападал на них (кроме Амалека в самом начале). Но умер Аарон, исчезли Облака Славы, и начались нападения.

(1) И услышал Ханаанец, царь Арада, живший на юге Не вполне понятно, где именно он жил, и соответствует ли этот Арад нынешнему населенному пункту в Негеве. Также неясно, почему евреи не захватили и не заселили территорию его царства, как это произошло с Сихоном и Огом. Если же царство Арада находилось в Ханаане — то почему евреи, одержав победу, не стали продвигаться через его территорию дальше в Ханаан, а пошли обходным путем вокруг Мертвого моря?

При этом, аналогичная история о сражении с царем Арада приведена в Книге Иеhошуа (12:14). Поэтому Нахманид считает, что захват царства Арада произошел позже, а здесь в Торе это анахронизм, то есть этот отрывок вставлен в Тору во времена Иеhошуа <ref>Обсуждение возможности того, что последующие пророки вставляли в Тору отдельные стихи, см. в «Израиль и человечество», т.3, гл. 14, www.ejwiki-books.com/israel_humanity_3.html </ref>. Возможно, имеется в виду, что нападение царя Арада на евреев началось в хронологических рамках данного рассказа, сразу после смерти Аарона, а завершилось оно разгромом Арада уже позже, при завоевании Ханаана. И поэтому здесь, для цельности рассказа, было (позже, при Иеhошуа) добавлено также сообщение о разгроме Арада. Однако, независимо от фактического хода событий, нам следует воспринять рассказ Торы в той последовательности, в которой он приведен, и понять концепцию, которую Тора нам здесь сообщает. А она состоит в том, что перестройка народа на военный лад происходит под давлением ситуации, а не по нашей инициативе. Даже если мы не хотим воевать, жизнь заставит нас это сделать.

(1) И вступил он в сражение с Израилем, и захватил у него пленных Когда происходит захват пленных, у Израиля нет возможности уклониться от войны. Этот конфликт был необходим, чтобы подготовить народ к завоеванию Страны, изменить его мировосприятие с мирного на военное.

(2) И дал Израиль обет Господу, и сказал: если предашь народ этот в руки мои, то наложу заклятие на города их Заклятие означает полное уничтожение, не взяв себе добычи. Целью этой военной операции было не достижение каких-либо экономических интересов, а устрашение жителей Ханаана, то есть не текущие выгоды, а стратегический перелом. Именно в этом смысл обета: стремиться к стратегическим целям, а не только к тактической выгоде.

В целом, эти три отрывка показывают переход от стратегии мира, которой еврейский народ придерживается вначале, к готовности воевать. Смерть Аарона символически разделяет две эти стратегии.