TEMP:01●31●22-01●31●29

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск

41.4. Лаван догоняет Яакова (01:31:22-01:31:29)

И сказали Лавану на третий день, что Яаков убежал.

И взял он с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней пути, и догнал его на горе Гилад.

И Бог пришел к Лавану Арамейцу во сне ночном, и сказал ему: «Берегись, чтобы не говорить Яакову ни доброго, ни худого».

И Лаван догнал Яакова; а Яаков поставил шатер свой у горы, и Лаван с родственниками своими поставил на горе Гилад.

И Лаван сказал Яакову: «Что ты сделал? Ты облукавил сердце мое и увел дочерей моих, как плененных оружием?

Зачем ты убежал тайно и облукавил меня, а не сказал мне? Я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с бубнами и лирой.

И ты не позволил мне поцеловать внуков моих и дочерей моих; ты теперь поступил безрассудно.

Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего накануне говорил со мною и сказал: «Берегись, чтобы не говорить Яакову ни доброго, ни худого».

Есть в руке моей сила сделать вам зло: Слова Лавана свидетельствуют, что он преследовал Яаковом с враждебными, а совсем не с мирными намерениями.

Бог отца вашего накануне говорил со мною: Только вмешательство свыше спасает Яакова от смерти.

Берегись, чтобы не говорить Яакову ни доброго, ни худого: Т.е. не пытайся ни убить его, ни уговорить остаться.

Выше мы обсуждали, что межклановый конфликт Авраама и Нахора был связан с разными взглядами на будущее иврим, - в частности, следует ли им отделиться от народов мира, или же лучше раствориться среди них, распространяя духовность и этический монотеизм.

Из линии Нахора выходят Бетуэль и Лаван, но также и праматери Ривка, Рахель и Лея. Не случайно и рождение от них колен Израиля: эта линия несет в себе важные искры святости. Ведь действительно, евреи существуют только лишь для того, чтобы способствовать исправлению всего мира, и без идей универсализма существование еврейского народа бессмысленно. Но линия Авраама утверждает, что ради исправления народов мира, нужно, прежде всего, отделиться от них и построить самостоятельную национальную жизнь, а с этой идеей семья Нахора категорически не согласна.

Яаков явился в дом Лавана нищим беглецом из Ханаана, затем женился, жил у него и работал на него много лет, - демонстрируя этим, казалось бы, правильность подхода Нахора. Но когда Яаков убегает, ситуация меняется на противоположную: он показывает правильность идей Авраама, а не Нахора. И поэтому Лаван, который раньше хотел только лишь удержать Яакова у себя, теперь готов убить его. Возвращение Яакова в Ханаан «крадет у Лавана сердце» (31:20), разрушает его концепцию и оставляет его без будущего, окончательно решает спор иврим в пользу Страны Израиля.

Сионизм вырывает сердце у еврейства диаспоры, - и в этом одна из причин того, что даже и сегодня Государство Израиль вызывает столь сильное идеологическое и даже религиозное противодействие у части евреев рассеяния.