TEMP:01●28●16-01●28●16

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск

37.8. «Господь присутствует на месте этом» (01:28:16)

И пробудился Яаков от сна своего, и сказал: «Истинно Господь присутствует на месте этом, а я не знал!»

Господь присутствует на месте этом (зе), а я (анохи) не знал: Мы уже отмечали, что каббала интерпретирует слово Зе, «этот» – как Бога этого мира, и Анохи, «Я» – как Бога мира Грядущего.

Т.е. Яаков ранее не знал, что Анохи, Бог мира Грядущего, может открываться в мире Этом, и есть даже специальное место, предназначенное для связи миров. Место это сущностно важно для еврейского народа, поскольку служит его предназначению: объединять Зе и Анохи в единое целое.

Для многих идея особого пребывания Бога в определенном месте кажется недопустимой или «примитивной». Им гораздо легче заявить, что Бог присутствует везде, - но осознать особое Божественное присутствие в конкретном месте является проблематичным. Это связано с ощущением трансцендентности, всеобщности, абсолютности Бога, - по сравнению с которой «отдельное, определенное место» кажется недопустимой мелочью. Такая проблема восприятия в чем-то схожа с проблематичностью идеи избранности одного, еврейского народа. Однако в обоих случаях избрание осуществляется не ради этого конкретного места или народа, но для того чтобы через них передать Божественный свет остальному миру и остальному человечеству. Святость конкретного места, обнаруженная Яаковом, не противоречит ни трансцендентности Бога, ни Его проявлению во всем остальном мире, - но дополняет их.

Таким образом, Яакову перед уходом из Страны Израиля необходимо дать некий дополнительный «кусочек сионизма», чтобы он смог не поддаться великому космополитическому искушению остаться в рассеянии и не вернуться. Нужно надежно привязать Яакова к Стране, и для этого Бог заключает с ним Завет, объединяющий Зе и Анохи.

Мы уже отмечали, что с точки зрения иудаизма мир Этот ничуть не менее Божественен, чем мир Грядущий, и проявление Бога здесь столь же важно, как и в мире Грядущем. Книга Бытия в своей первой главе многократно повторяет, что Бог, создавая мир, «увидел, что хорошо», - т.е. что этот мир хорош. Предназначение человека состоит отнюдь не в том, чтобы его душа «вырвалась из Этого мира в мир Грядущий» (как говорят, например, гностические религиозные системы), но в том, чтобы объединить Этот и Грядущий миры. Именно это понял по пробуждении своем Яаков.