TEMP:02●10●01-02●10●20

Материал из Ежевика-Танах
Перейти к: навигация, поиск

Глава 10. Десять казней – завершение

10.1. Восьмая казнь: саранча. Мировая роль Фараона (02:10:01-02:10:20)

Ни одного человека в истории Бог не убеждал столь настойчиво и долго, как Фараона. Почему это было необходимо, почему Фараон столь важен?

Фараон властвует над Египтом не только в политическом, но и в культурном смысле, он лидер Египта, представляющего собой центр мировой цивилизации, венец развития человечества в ту эпоху. Направление, которым пойдет Египет, определит путь мировой истории, а поскольку фараон руководит Египтом, то именно от него зависит, в каком направлении пойдет история человечества, и это огромная ответственность. И огромное влияние.

Поэтому в процессе Исхода давление на фараона нарастает медленно и постепенно, чтобы он последовательно сдавал одну позицию за другой. Бог стремится совсем не к тому, чтобы заставить Фараона подчиниться, Он стремится перевоспитать его, изменить его восприятие, чтобы это повлияло на весь окружающий мир.

Речь идет не только о согласии Фараона отпустить евреев, но, прежде всего, о том, чья история и культура станут основой для дальнейшего развития цивилизации. Фараон утверждает, что основа – Египет, а Израиль вторичен, Моисей же считает наоборот.

В восьмой казни этот спор Фараона и Моисея поднимается на новую ступень и поэтому здесь заканчивается недельный раздел Ваэра, включающий в себя семь начальных казней, и начинается новый недельный раздел, Бо, описывающий три завершающие казни.

Структура восьмой казни такова:

Цель:

(10:1) И Господь сказал Моше: войди к Фараону, ибо Я отяготил сердце его и сердце рабов его, чтобы совершить Мне знамения эти Мои в его среде. (2) И чтобы ты рассказывал в слух сына твоего и внука твоего о том, как покарал Я Египтян, и о знамениях Моих, которые Я совершил в среде их, и будете знать, что Я Господь.

Подготовка:

(3) И пришел Моше и Аарон к Фараону, и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: «доколе будешь ты отказываться смириться предо Мною? Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне. (4) А если ты отказываешься отпустить народ Мой, то Я наведу завтра саранчу на твои пределы. (5) И покроет она поверхность земли, и нельзя будет видеть земли, и съест она то немногое, что осталось от града; и объест также всякое дерево, растущее у вас в поле; (6) И наполнятся ею дома твои и дома всех рабов твоих, и дома всех Египтян, – чего не видали отцы твои, ни твои деды со дня существования их на земле до сего дня». И повернулся он, и вышел от Фараона.

Сомнения Фараона:

(7) И рабы Фараона сказали ему: доколе будет этот для нас преткновением? Отпусти этих людей, и пусть они служат Господу, Богу своему; разве ты не видишь, что гибнет Египет? (8) И были возвращены Моше и Аарон к Фараону, и он сказал им: пойдите, служите Господу, Богу вашему; кто же именно пойдет? (9) И сказал Моше: с юношами нашими и со стариками нашими пойдем, с сыновьями нашими и с дочерьми нашими, и с мелким и крупным скотом нашим пойдем, ибо праздник Господу у нас. (10) Но он сказал им: пусть так будет с вами Господь, как я отпущу вас с детьми вашими! видите, вы худое имеете в виду. (11) Не так! Пойдите вы, мужчины, и служите Господу, так как вы этого желаете. И выгнали их от Фараона.

Собственно казнь:

(12) И Господь сказал Моше: простри руку твою на землю Египетскую для саранчи, и нападет она на землю Египетскую, и поест всю траву земную, все, что оставил град. (13) И простер Моше посох свой на землю Египетскую; и Господь наводил восточный ветер на землю весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу. (14) И напала саранча на всю землю Египетскую, и легла во все пределы Египетские весьма густо; прежде не бывало такой саранчи, как эта, и после этого не будет такой. (15) И покрыла она лицо всей земли, так что стала черной земля, и съела она всю траву земную и все плоды деревьев, который оставил град, и не осталось никакой зелени на деревьях и на траве полевой во всей земле Египетской.

Реакция Фараона:

(16) И поспешил Фараон призвать Моше и Аарона, и сказал: согрешил я перед Господом, Богом вашим, и перед вами; (17) А теперь прости грех мой лишь на этот раз и помолитесь Господу, Богу вашему, чтобы только отвратил Он от меня эту смерть. (18) И вышел он от Фараона, и молился Господу. (19) И переменил Господь ветер на западный, весьма сильный, и он понес саранчу и вытеснил ее в Тростниковое Море; не осталось ни одной саранчи во всех пределах Египетских. (20) Но Господь ожесточил сердце Фараона, и он не отпустил сынов Израиля.

Войди к Фараону: Божественность находится сейчас в доме фараона, раскрывается через него, через те казни и наказания которые постигли египтян.

Ибо Я отяготил сердце его и сердце рабов его: Мы уже отмечали, что «отягощение сердца» не отнимает у фараона свободу выбора, а наоборот, укрепляет его и дает больше возможностей для свободного выбора. Отягощение сердца проявляется в том, что Казни не производят впечатления на Фараона, он остается сильным, ничего не боится и поэтому принимает свободные решения. И это необходимо для реализации задач Исхода, поскольку Богу нужно не сломить, а переубедить Фараона и Египет.

Я наведу завтра саранчу на твою область – чего не видали отцы твои, ни твои деды со дня существования их на земле до сего дня: Такой саранчи в природе не существовало, т.е. это не просто редкое явление, а нарушение законов природы.

И рабы Фараона сказали ему: неужели ты еще не знаешь, что гибнет Египет? Египет гибнет не только физически, но и исторически, он больше не сможет быть ведущей силой человеческой истории.

И он сказал: пойдите, служите Господу, Богу вашему; кто же именно пойдет? И сказал Моше: с юношами нашими и со стариками нашими пойдем; Но Фараон сказал им: … видите, вы худое имеете в виду: Как только Фараон готов отпустить евреев для ритуального служения, Моше поднимает планку и открыто говорит о тотальном Исходе. На это Фараон (и Египет) пока не готовы, и процесс переубеждения продолжается.

И поспешил Фараон, и сказал: согрешил я перед Господом, Богом вашим, и перед вами: Фараон не только просит отменить казнь, но и признает свою моральную неправоту. Каждая очередная казнь продвигает Фараона в понимании устройства мира и признании свей вины.

Но Господь ожесточил сердце Фараона, и он не отпустил сынов Израиля: Фараон испугался, но он еще не убежден, поэтому он нуждается в дальнейшем ожесточении сердца, которое сохранит ему свободу выбора.